14:57 Studium – учеба в Германии | |
Широкие возможности и блестящие перспективы.
В мире с каждым годом растёт число студентов, отправляющихся учиться за границу. Сейчас их уже почти два миллиона, точнее - 1.800.000.
И каждый десятый из них выбрал Германию. Почему?
Академический ландшафт Федеративной Республики привлекателен как для начинающих студентов, так и для молодых учёных. Его отличительная черта - гармоничное сочетание старых университетских традиций и современных достижений науки. В "студенческом городке Германия" насчитывается более 300 вузов. Наряду со старыми университетами, отличающимися широким выбором классических предметов, в Германии появляется всё больше и больше новых вузов, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой.
Главный принцип высшего образования в Германии - "академическая свобода", поэтому в немецкий университет может поступить каждый при условии выполнения требований допуска к обучению в вузах. В соответствии с принципом "академической свободы" обучение является бесплатным. Плату взимают лишь немногочисленные частные университеты.
Связь учёбного процесса и научных исследований.
Другой важный принцип немецких вузов - связь учёбного процесса и научных исследований. В университетах ФРГ работает много известных учёных. В лабораториях при университетах часто совершаются открытия мирового уровня.
Научные и учебные процессы происходят не в "башне из слоновой кости", то есть не ограничиваются одними лишь теоретическими занятиями и разработками. В немецких вузах дают не только теоретическое образование, но и опыт практической работы по профессии. С фундаментальными исследованиями здесь соседствуют прикладные науки. Существует и много примеров удачного сотрудничества университетов с международными концернами и иностранными исследовательскими институтами. Всё это повышает конкурентоспособность и карьерные шансы выпускников немецких вузов.
Высшее образование и карьера.
Тот, кто не стремится к научной карьере, может выбрать для учёбы одно из высших специальных учебных заведений или поступить в один из политехнических институтов. С практической стороной избранной профессии студенты этих вузов знакомятся на немецких предприятиях. Промышленность заинтересована в установлении контактов с иностранными студентами, которых она рассматривает как своих потенциальных менеджеров или партнеров по бизнесу за границей.
На сайте Службы академических обменов Германии (DAAD) вы найдёте путеводитель по высшим школам, базу данных о стипендиях и правилах допуска к обучению в вузах ФРГ, а также информацию о международных кафедрах вузов. В "Вузовском компасе" (Hochschulkompass) Конференции ректоров высших учебных заведений Германии (HRK) доступна информация обо всех государственных и частных вузах, обладающих государственной лицензией. Здесь же указаны линки на их сайты. Сайт "Учёба и выбор профессии" (Studien- und Berufswahl) предлагает информацию, которая поможет в выборе академической специальности, профессии, а также курсов повышения квалификации.
Семестровая арифметика
Академический год состоит в Германии из двух семестров. Летний семестр ( Semester ) продолжается с 1-го апреля по 30-е сентября, зимний - с 1-го октября по 31-е марта. В некоторых высших специальных учебных заведениях семестр начинается и заканчивается на месяц раньше.
Академический год почти на треть состоит из студенческих каникул. Однако "каникулы" не следует путать с "отпуском". Свободное от лекций время предназначено для выполнения письменных домашних работ, а на некоторых факультетах в это время студенты пишут контрольные и сдают экзамены.
Два этапа на пути к диплому
Обучение в вузе делится на начальный (Grundstudium - Начальный курс - первые два-три года обучения. Перечень контрольных и домашних работ, а также экзаменов, которые необходимо сдать за этот период, указан в Положении о проведении экзаменов (Pruefungsordnung) по основной специализации. Это Положение студенты получают в начале занятий.) и основной ( Hauptstudium - Основной курс обучения на базе начального курса продолжительностью в два-три года. Завершается экзаменом.) Во время начального курса студенты овладевают навыками и методикой научной работы, получают основные знания по избранным академическим дисциплинам. После четырех семестров начального курса в большинстве вузов проходит так называемый "промежуточный экзамен"( Zwischenpruefung - промежуточный экзамен, завершающий начальный курс обучения на некоторых гуманитарных факультетах.), открывающий дорогу к дальнейшему обучению. Будущие врачи и физики на этом этапе защищают так называемый "учебный диплом".
Затем следует основной курс обучения, в ходе которого студенты за 2-3 года овладевают углубленными специфическими знаниями по избранным предметам. Эта фаза обучения заканчивается экзаменом.
Семинары, лекции и справки о присутствии...
В немецких вузах существует много разных видов учебных занятий. Особенно первокурсникам важно знать, что указанное в расписании время начала занятий не всегда соответствует моменту их реального начала. Если ко времени добавлено сокращение "c.t." ( cum tempore - выражение латинского происхождения, что в переводе означает «не спеша». Сокращенное обозначение с.t. указывается после времени начала учебного мероприятия. Например, 10:00 с.t. означает, что занятие начинаётся на 15 минут позже указанного времени. Другими словами, если лекция назначена на 10:00 с.t., то она начнется только в 10:15. Но будьте внимательны: если в расписании написано 10:00 s.t. (sine tempore - выражение латинского происхождения, что в переводе означает «не спеша». Сокращенное обозначение с.t. указывается после времени начала учебного мероприятия. Например, 10:00 с.t. означает, что занятие начинаётся на 15 минут позже указанного времени. Другими словами, если лекция назначена на 10:00 с.t., то она начнется только в 10:15. Но будьте внимательны: если в расписании написано 10:00 s.t. (sine tempore), лекция, обозначенная таким образом, начнется точно в указанное время, т.е. ровно в 10 часов.), лекция, обозначенная таким образом, начнется точно в указанное время, т.е. ровно в 10 часов ), то лекция или семинар начинаются на четверть часа позже ( akademisches Viertel ). А вот "s.t." ( sine tempore ) означает, что лучше не опаздывать!
Лекция ( Vorlesung - Лекция - устный доклад доцента (Dozenten) или профессора (Professor) в высшем учебном заведении. ) - классическая форма обучения в университете. Во время лекций профессора излагают материал, студенты делают записи по ходу лекции, а затем (вне лекции) прорабатывают тему дополнительно. Часто преподаватели проводят со студентами специальные занятия, на которых можно приобрести дополнительные навыки практического применения новых знаний. На некоторых факультетах эти мероприятия называются туториями ( Tutorium - учебное занятие, сопровождающее лекцию (Vorlesung) или семинар (Seminar), на котором куратор, или тутор (Hilfswissenschaftler) углубляет содержание лекции или семинара. Часто на таких занятиях вед-тся подготовка к предстоящим письменным контрольным работам, поэтому участие в туториях можно только порекомендовать.) и проводят их студенты старших курсов. На этих занятиях выполняются различные упражнения, углубляются и применяются на практике знания, полученные на лекции.
На семинарах ( Seminar - это слово употребляется в двух значениях: 1) учебное мероприятие, проводимое доцентом (Dozenten) или профессором (Professor); 2) помещения какого-либо одного отделения (Fachbereich), включая специализированную библиотеку. Часто здесь располагаются кабинеты доцентов и профессоров, где они готовятся к работе и ведут приём студентов.) студенты и преподаватели совместно порабатывают учебный материал. Вo многих университетах семинары на начальном курсе обучения назваются "про-семинарами" ( Proseminar ), а в ходе основаного курса обучения подразделяются на "средние" и "основные" семинары (Mittel-, Haupt- oder Oberseminar).
На многих факультетах принято, что студенты на семинарах выступают с рефератами, которые затем обсуждаются всеми студентами. После успешного посещения семинарских занятий учащиеся получают специальное свидетельство ( Leistungsnachweis / Schein ).
Подобные свидетельства об участии в семинарах, лекциях или практических занятиях являются важнейшими документами студенческой жизни. Существует несколько их видов. Например, Справка о присутствии - Sitzschein лишь подтверждает ("пассивное") участие в мероприятии. Для того, чтобы получить другие свидетельства ("активного участия"), необходимо выполнять разные задания: домашние работы ( Hausarbeit ), рефераты ( Referat ), контрольные ( Klausur ). К экзамену студента допускают лишь в том случае, если он может представить определенное количество подобных справок. С их перечнем и соответствующими требованиями можно ознакомиться в "Порядке сдачи экзаменов" ( Pruefungsordnung ) каждого факультета.
Учиться – никогда не поздно
Университеты Германии предлагают лицам, имеющим степени магистра ( Magister - наиболее распространенная степень, присуждаемая после окончания учёбы на гуманитарных факультетах. Для получения степени магистра необходимо пройти курс обучения по предметам определенной комбинации. Здесь можно обучаться или по двум основным предметам, или же по одному основному и двум дополнительным предметам. Точную информацию об этом предоставляет деканат (Dekanat) факультета. ), бакалавра ( Bachelor - Бакалавр - бакалавр искусства или наук. Эта (первоначально - англосаксонская) степень присваивается после завершения шести или семи семестров. Обучение на бакалавра предусматривает широкую общенаучную подготовку. После получение степени бакалавра студенты могут начать работать или же продолжить обучение до получения степени мастера (Master) или дипломированного специалиста (Diplomabschluss). ) или иные дипломы ( Diplom ), возможность повысить свою квалификацию. В зависимости от избранного предмета обучение продолжается один-два года. После успешного окончания курса присваивается звание «Мастер» ( Master - Мастер (магистр) - степень, получаемая бакалаврами (Bachelor-Studium) после окончания дополнительной учёбы. От двух до четырех семестров бакалавры специализируется в той или иной конкретной области и затем получают степень магистра искусств или магистра наук. Эта степень даёт право на учёбу в аспирантуре.) или выдаётся специальное свидетельство. Информацию об условиях допуска и подачи документов можно запросить в соответствующих вузах.
Полученное таким образом дополнительное высшее образование на технических, естественнонаучных или гуманитарных факультетах повышает шансы выпускников на рынке труда, где царит жесткая конкуренция.
Для лиц, уже имеющих научную степень, также существует возможность продолжить образование с углублением знаний как по профилю, так и по смежным предметам ( postgraduales Aufbaustudium ).
В ходе "специального дополнительного курса" ( Ergaenzungsstudiengang ) можно получить знания по новым предметам, в то время как "дополнительное высшее образование" ( Zusatzstudium ) требует уже законченного высшего образования и служит углубленной специализации по изученному предмету.
Во время обучения (еще до получения первого высшего образования) студент может расширить свою специализацию, получив сертификат о "дополнительной специализации" ( Zusatzqualifikation ). Для этого достаточно обучения на соответствующем факультете вуза.
http://www.daad.de/deutschland/en/2.4.2.html?detailid=2&&fachrichtung=&&land=107&&status=&&seite=1&&overview=1 - Список аспирантских курсов ДААД на 2003/2004 учебный год: "Postgraduate Courses for Professionals with Relevance to Developing Countries".
Виды ВУЗов в Германии.
Университеты Alma Mater
В университетах студенты получают, в первую очередь, методологические и теоретические знания. Классический спектр академических дисциплин состоит из медицины и права, гуманитарных наук и искусствоведения, а также экономики и педагогики. В соответствии с принципом, который впервые выдвинул Вильгельм фон Гумбольдт, учёба и научная работа в университетах взаимосвязаны. Практическая ценность при выборе тем для исследований первостепенной роли не играет, то есть "познание" стоит выше "выгоды".
Важно отметить, что немецкие студенты сами выбирают, какие лекции и семинары им посещать. Они также сами решают, к какому профессору ( Professor ) записываться на экзамен. При этом важнейшие условия и объемы учебной программы определены в Академическом распорядке. Учёба в университете даёт не профессию, а научную квалификацию и базовые знания для будущей работы.
Высшие специальные учебные заведения Связь теории и практики
В сеть Высших специальных учебных заведений Германии (Fachhochschulen) входит 160 вузов. Они предлагают студентам ориентированное на практическую деятельность профессиональное образование. Хотя в последние годы здесь также стали уделять больше внимания научным исследованиям, но главным по-прежнему остаётся учебный процесс.
За 30 лет своего существования эти "младшие братья" университетов стали их серьёзными конкурентами. Высшие специальные учебные заведения, задуманные как кузницы экономистов, инженеров и социальных работников с обширным теоретическим образованием, сегодня превратились в "вузы современного индустриального общества".
Их главное преимущество как для студентов, так и для будущих работодателей - чёткая ориентация на будущую профессию, единые учебные планы и более короткие сроки обучения, чем в университетах. Преподаватели этих вузов, как правило, имеют богатый практический опыт. Среди них - много менеджеров, отлично знающих требования, которые предприятия и фирмы предъявляют к молодым специалистам. Изменения, происходящие в экономике и мировой опыт быстро находят отражение в учебном процессе. Выпускники высших специальных учебных заведений имеют отличные шансы получить работу как в крупных фирмах, так и на небольших частных предприятиях.
Художественные и музыкальные вузы Кисть, компьютерная мышь и дирижерская палочка
56 высших художественных и музыкальных учебных заведения Германии, отвечающих требованиям, предъявляемым к государственным вузам, дают академическое образование по художественным профессиям тем, кто выдерживает строгие вступительные экзамены в эти вузы. Абитуриенты подают на рассмотрение приемной комиссии папку со своими работами, поле чего их приглашают на собеседование, входе которого необходимо выполнить целый ряд практических заданий. Допуск к обучению в подобном вузе можно получить, не имея законченного школьного образования. Информацию о порядке приема и объеме подаваемых на рассмотрение приемной комиссии работ можно получить в каждом из этих вузов.
Творческий дух и практические задачи
Основными направлениями обучения в высших художественных и музыкальных учебных заведениях являются живопись и графика, художественный и прикладной дизайн, скульптура, а также подготовка будущих учителей. Многие вузы готовят архитекторов, художников-декораторов и реставраторов, специалистов по керамике и стеклу, дизайнеров для СМИ.
Некоторые художественные вузы делают упор на отдельные направления, как, например, Лейпцигский институт книжной графики и полиграфии - первый вуз Германии, в котором уже в 1983 году открылся факультет фотографии. Другой пример - Институт искусства и дизайна в городе Галле. Здесь делается акцент на подготовку промышленных дизайнеров, дизайнеров внутренних помещений и искусственных ландшафтов. Обучение на прикладных факультетах завершается получением соответствующего диплома, в то время как окончание учебы на художественных факультетах часто не имеет формального выражения.
Быть всегда первой скрипкой
Высшее образование в музыкальных вузах Германии можно получить по классам: инструмент, вокал, композиция и дирижерское искусство. В некоторых вузах преподаются церковная музыка и джаз. Кроме того, ведется подготовка режиссеров музыкального театра и балетмейстеров, преподавателей и школьных учителей музыки. Устные и письменные вступительные экзамены определяют степень подготовки абитуриента к учебе в музыкальном вузе (теоретические знания, владение инструментом, вокал). Для подачи документов на педагогический факультет музыкального вуза необходимо иметь свидетельство об успешном окончании средней школы (Abitur). Для поступления на прочие факультеты можно сдать так называемый "экзамен на одаренность".
Поступление в церковные музыкальные вузы также предполагает сдачу вступительного экзамена. В некоторых из них вступительный экзамен сдается и при поступлении на подготовительный семестр. В церковных музыкальных вузах студенты получают образование, позволяющее им сопровождать богослужения, руководить церковным хором, организовывать и проводить органные концерты и выступления церковного хора, дают педагогические навыки, а также знания, необходимые органистам для технического обслуживания инструмента.
В некоторых музыкальных вузах (как, например, в музыкально-театральных институтах городов Гамбург, Лейпциг, Росток и Саарбрюкен) в программу преподавания включен и класс актерского искусства.
Кадр, звук, текст...
Традиционно в художественных вузах Германии уделяется большое внимание подготовке кадров для СМИ. Так в театрально-кинематографических институтах Мюнхена и Потсдама-Бабельсберга учатся будущие кинооператоры и режиссеры, сценаристы и директоры картин. Кёльнский художественный институт (единственный в Германии вуз, где преподается аудио-визуальное искусство) получил за 10 лет своего существование широкое международное признание за свой вклад в развитие (новых) средств массовой информации. Поступление в эти институты также предполагает сдачу практического и устного вступительного экзамена, поскольку количество абитуриентов значительно превышает мощности этих вузов.
Педагогические вузы Педагогов готовят в университетах
Педагогические вузы в чистом виде существуют только в федеральной земле Баден-Вюртемберг. Во всех прочих землях ФРГ бывшие педагогические вузы реорганизованы и превращены в педагогические факультеты при университетах.
Задача педагогических вузов - подготовка преподавательских кадров для начальной, основной и реальной школы, а также учителей специальных школ для детей с дефектами умственного и физического развития. В расписании лекций: дидактика, занятия по специальности, в зависимости от выбранного предмета преподавания, а также основы педагогики, школьная педагогика и психология. Будущие учителя основной школы должны также выбрать дополнительный предмет (например, труд, музыка, изобразительное искусство и т.д.). Кроме того, изучается предмет "начальное преподавание".
Практика в школах – неотъемлемая часть учебного плана
В программу педагогических вузов/факультетов входит обязательная практика: все студенты должны пройти 4 так называемых "однодневных практик" (один день в неделю в течение всего семестра) и две "блок-практики" (по четыре недели каждая в свободные от лекций месяцы). Для многих студентов практика в школе является отличной возможностью еще раз убедиться в том, насколько они отвечают требованиям, которые предъявляет к человеку профессия учителя. Учебу в педагогическом вузе завершает практический семинар (18 месяцев), в ходе которого студенты получают практические знания, необходимые для работы в школе.
Предпосылкой для поступления в педагогический вуз (как, впрочем, и вообще в университеты) является успешное окончание средней школы (гимназии). Тот, кто хочет стать учителем музыки, изобразительного искусства или физкультуры, должен сдать дополнительный вступительный экзамен, подтверждающий профпригодность.
Церковные вузы Не только для будущих священнослужителей
В Германии существует более 40 вузов, находящихся в ведении католической и евангелической церквей, дипломы которых приравнены к дипломам государственных высших учебных заведений.
Вузы евангелической церкви готовят священнослужителей и преподавателей закона божьего. В вузах, также находящихся в ведении евангелической церкви, преподается церковная музыка. Кроме того, ряд высших специальных учебных заведений евангелической церкви готовят наряду с преподавателями закона божьего (факультет педагогики), будущих работников систем социального обеспечения и попечения.
Подготовка будущих священнослужителей ведется и на теологических факультетах вузов, находящихся в ведении католической церкви. Различные католические ордены (иезуиты, капуцины и т.д.) также готовят свои молодые кадры в собственных вузах. В городе Санкт-Августин (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) находится единственный в Германии философско-теологический католический вуз, где преподают теологию миссионерства. Кроме того, в городе Роттенбург открыт единственный церковно-музыкальный вуз католической церкви.
Специальные "католические" вузы
В ведении католической церкви также находятся высшие специальные учебные заведения, готовящие кадры для системы социального обеспечения, попечения, а также педагогов различных направлений, в том числе и для приходской деятельности.
Поскольку число абитуриентов превышает количество учебных мест в церковных высших специальных учебных заведениях, набор студентов осуществляется в ходе собеседований в соответствии с критериями, установленными каждым отдельным вузом.
Единственный в своем роде в Германии вуз - Институт исследований иудаизма в Гейдельберге. Этот академический центр еврейской общины Германии финансируется из федеральной и земельной казны. Поступить в этот вуз можно вне зависимости от вероисповедания.
http://www.ekd.de/studium_bildung/4182.html - Список евангелических высших специальных учебных заведений на сайте евангелической церкви Германии
http://www.katholische-kirche.de/83.html - Список католических высших специальных учебных заведений Германии, факультетов и отделений католической теологии в немецких вузах.
Частные вузы
Платное обучение
Число частных вузов в Германии в последние годы неуклонно растёт. Однако не каждый частный вуз выполняет обещания, перечисленные в глянцевых рекламных проспектах. Поэтому важный признак качества частного вуза - его соответствие требованиям, предъявляемым к государственным вузам. (Об этом сигнализирует словосочетание "staatlich anerkannt" в описании вуза). Кроме того, вузы, не внесенные в поисковую машину Hochschulkompas Конференции ректоров высших школ (Hochschulrektorenkonferenz - Собрание (конференция) ректоров высших школ, где представлены все ВУЗы Германии. Этот орган (HRK) занимается всеми вопросами высшей школы и определяет принципы политики в области высшего образования. Помимо этого, HRK утверждает Общие Положения о проведении экзаменов (Rahmenpruefungsordnungen).), не отвечают требованиям, предъявляемым в Германии к независимой научно-исследовательской деятельности и критериям преподавания в государственных или церковных вузах.
50 действующих в настоящее время в Германии частных вузов, соответствующих требованиям, предъявляемым к государственным, финансируются из различных источников. Часть расходов несут частные фирмы и фонды. Кроме того, эти вузы получают государственные дотации. Обучение во всех этих вузах платное и обходится студентам от 15.000 евро за полный курс обучения в университете Виттен-Хердеке до 4.000 евро за семестр в Лейпцигском высшем торговом училище. В отличие от прочих вузов, количество студентов в частных учебных заведениях значительно ниже, что позволяет преподавателям учитывать индивидуальные особенности каждого.
Как правило, частные школы проводят набор учащихся в соответствии с особыми требованиями: при приёме учитывается не только хороший аттестат (а в некоторых и хороший учебный диплом), но и личная ангажированность и компетентность абитуриента.
Многие частные вузы предлагают своим студентам практику в зарубежных университетах-партнерах, а также тесно сотрудничают с предприятиями соответствующих отраслей.
Само по себе обучение в частном вузе еще не гарантирует успешной карьеры, однако, основательное образование, которое студенты получают здесь в сравнительно короткие сроки, создает для этого все необходимые предпосылки.
Профакадемии
Часть дуальной системы.
В федеральных землях Баден-Вюртенберг, Саксония, Тюрингия и Берлин профакадемии являются альтернативой университетам и высшим специальным учебным заведениям. Профакадемии дают возможность получить высшее экономическое или техническое образование, а также готовят будущих работников системы социального обеспечения. Предпосылкой для учебы в профакадемии является успешное окончание гимназии или иной соответствующей школы, а также заключение контракта с одним из предприятий-партнеров профакадемии.
Обучение в профакадемии продолжается 6 семестров и представляет собой как академические занятия на университетском уровне, так и практику на предприятии или в системе соцобеспечения. Таким образом, учащиеся уже в ходе обучения знакомятся с реальностью избранной профессии, находятся в непосредственном контакте с коллегами и клиентами. В то же время студенты получают теоретическую подготовку в академии, работа которой построена по классическому образцу (с расписанием лекций, контрольными и домашними работами). Обучение проходит в ритме 12-недельных блоков теоретических занятий и практики. Каждый месяц студенты академии получают от обучающего предприятия стипендию в размере от 500 евро и выше.
Диплом за три года.
После двух лет обучения студент может получить диплом о профессиональном образовании, а поле трех лет - диплом профакадемии, который приравнивается к диплому высшего специального учебного заведения. Многие фирмы предпочитают выпускников профакадемий тем, кто получил классическое университетское образование, так как обучение в профакадемии больше ориентировано на практику.
90% всех выпускников профакадемий сразу после окончания учебы находят работу. Многие предприятия-партнеры профакадемий даже обязуются заключать с выпускниками временные трудовые договоры, тем более что предприятия нередко вкладывают в обучение студентов до 60.000 евро (стипендии, практика на предприятии и т.д.).
Некоторые профакадемии (например, профакадемия города Штутгарта) предлагают возможность обучения на так называемых международных факультетах, где предусмотрен обмен с зарубежными вузами-партнерами.
Профакадемия федеральной земли Баден-Вюртенберг
Профакадемия Берлина
http://www.pack-dein-studium.de - Профакадемия федеральной земли Саксония
| |
|
Всего комментариев: 0 | |